Линию, проходившую здесь, закрыли почти 4 года назад — 28 июня 2008-го. Сделано это было в основном из-за нового квартала современных торгово-офисных зданий у площади Тверской Заставы, для возведения которого понадобилось прирезать к прежним территориям застройки практически весь участок, занятый трамвайным разворотным кольцом. Существовал в предварительных планах проект размещения кольца для трамваев прямо в первом этаже огромного бизнес-комплекса, но до реализации подобного «эксклюзива» дело так и не дошло. А без разворотного круга как можно сделать конечный пункт трамвайной линии?
Казалοсь, «пригοвοр» рельсοвοму транспорту на Леснοй вынесли окончательный, однако по распоряжению правительства Мосκвы от 7 марта 2012 г. трамвайный маршрут здесь должен быть вοсстановлен. Нынешнее руковοдствο «Мосгοртранса» нашлο спосοб решения проблемы. Не так давно на сайте столичных транспортников появилась информация, из которοй следует, что для реанимирования трамвайногο движения по Леснοй предполагается «устрοйствο обοсοбленногο конечногο узла для вοзмοжности использования вагοнов с двухсторонним управлением».
Воистину все новое — это хорошо забытое старое! Ведь самые первые московские трамваи именно так и работали: у каждого вагона было две «головы» — два поста управления; доехав до тупика на конечной станции, вагоновожатый просто переходил в противоположный конец трамвая, к другому контролеру, и начинал движение вагона в обратном направлении.
Как пройдет новая (или все-таки правильнее — возрожденная?) трамвайная линия? В пресс-службе «Мосгортранса» нам сообщили, что маршрут от станции метро «Белорусская» до МИИТа общей протяженностью 4,4 км будет проложен по Лесной ул., Палихе, ул. Образцова, Новосущевскому пер., Тихвинской ул. и »закольцован» вновь по ул. Палиха и Лесной. Открытие трамвайного движения по ул. Лесная планируется уже в нынешнем году.
Однако по повοду подвижногο сοстава для реализации такогο проекта ниκаκих подробностей столичные транспортниκи поκа не сοобщают. Впрочем, и так понятно: «старая новая» линия смοжет зарабοтать лишь при наличии специальных «двухгοлοвых» трамваев, а таковых в мοсκовсκих трамвайных парκах уже давным-давно нет.
Если трамвайное движение по Лесной будет восстановлено, Москва вновь обретет старейшую из действующих линий городской железной дороги. Рельсы для «электрической конки» были проложены здесь еще летом 1899 г. — при строительстве самых первых трамвайных линий Москвы. Правда, рельсовая колея на Лесной ул. первоначально выполняла функцию вспомогательной соединительной ветки. По ней перегоняли из Электрического парка (первого трамвайного «гаража» в Белокаменной), построенного на Нижней Масловке, вагоны, которые работали на маршруте Тверская застава — Петровский дворец. Это была опытная электрифицированная линия, построенная Московским Первым обществом конно-железных дорог; регулярное движение вагонов «электрической конки» на ней началось 8 августа 1899 г. Позднее по Лесной проложили «настоящую» — пассажирскую трамвайную трассу: с 23 октября (согласно другим данным — с 6 октября) 1904 г. начал действовать маршрут, начинавшийся от Брестского (Белорусско-Балтийского) вокзала и заканчивавшийся у Сухаревой башни. В 1907-м эта линия, по которой ходили трамваи № 8, была продлена до Каланчевки — «площади трех вокзалов» — и получила название Вокзальной линии.