В начале года, будучи первым вице-премьером, Игорь Сечин поручил РЖД, Росжелдору и «Петротранс-Приморску» (стивидор, работающий в порту Приморск, принадлежит владельцам НМТП) к 1 декабря обеспечить заправку ледоколов в порту Приморск, рассказали «Ведомостям» несколько источников, близких к порту, Росжелдору и Минтрансу. Сейчас бункеровочная база на Балтике одна — порт Санкт-Петербург. И правительство опасается повторения проблем, возникших зимой 2010-2011 гг.: из-за сложной ледовой обстановки суда просто не могли подойти к порту, поясняет сотрудник Минтранса. Именно для этого и было принято решение создать вторую базу в Приморске, говорит собеседник.
Бункеровочный комплекс мощностью 410000 т топлива в год начал работу в порту Приморск в конце прошлого года. Но сейчас он загружен только на 50% из-за того, что порт до сих пор не подключен к железной дороге общего пользования и нужный для заправки ледоколов объем грузов нельзя к нему подвезти, говорит один из собеседников «Ведомостей». В конце прошлой недели РЖД выдала «Петротранс-Приморску» условия подключения порта к станции Ермилово для перевозки 495000 т нефти и нефтепродуктов в порт по ветке Зеленогорск — Ермилово, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к порту (сотрудник Минтранса это подтвердил). Среди стандартных технических требований — условие инвестировать в развитие станции Ермилово и подходов к ней, говорит источник, близкий к «Петротранс-Приморску». По его расчетам, сумма может составить 1,1 млрд руб. Причем эти деньги компании не вернутся: модернизированные пути нужно будет передать на баланс РЖД. «Петротранс-Приморск» будет настаивать на исключении этого требования из перечня условий подключения к станции. Представитель РЖД от комментариев отказался.
РЖД уже пыталась заставить «Петротранс-Примοрсκ» профинансировать мοдернизацию путей общегο пользования. «Петротранс-Примοрсκ» подал жалοбу в ФАС. В апреле Ленинградсκое УФАС призналο РЖД виновнοй в нарушении антимοнопольногο законодательства, обязалο исκлючить пункт об инвестициях из доκумента до 28 мая, взялοсь считать обοротный штраф. Но новые услοвия РЖД так и не прислала. По данным сοтрудниκа Минтранса, сумма штрафа мοжет сοставить 4,5 млрд руб.
Инвестиции в модернизацию хозяйства в обмен на подключение к сети — обычная практика для инфраструктурных монополий, таких как ФСК или «Газпром», замечает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. То же и с РЖД — ведь ей невыгодно развивать подъездные пути к порту Приморск самостоятельно, к тому же он прямой конкурент соседнему порту Усть-Луга, в одной из структур которого РЖД — акционер (50% в компании «ПУЛ транс», предоставляющей перевозку грузов к порту по железной дороге).