Как следует из проекта приказа РАР, опубликованного во вторник на сайте службы, планируется повысить минимальную цену водки в бутылке объемом 0,5 литра с завода до уровня 99 рублей, у оптовиков — 109 рублей, в рознице — 125 рублей. В то же время текущая минимальная цена в рознице составляет 98 рублей за 0,5 литра, в оптовом звене — 85,5 рубля, у завода-производителя — 77,7 рубля. Таким образом, стоимость бутылки самой дешевой водки на полке увеличится на 28%.
Как следует из еще одного проекта, опубликованного во вторник на сайте РАР, с 1 июля будет также установлена новая минимальная цена закупки спирта для производителей алкоголя — 350 рублей за декалитр без учета акциза и НДС (сейчас 280 рублей).
По словам председателя правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрия Доброва, в случае мелких региональных заводов, работающих легально, предлагаемая минимальная цена в свете новых ставок акциза вполне логична и оправдана, однако, если рассматривать ситуацию на рынке среди членов СПАП, то дело обстоит несколько иначе. «Разумеется, что у всех крупных федеральных производителей нижняя часть эконом-сегента ассортиментной линейки чуть повыше этого уровня в 125 рублей, поскольку идут дополнительные затраты в продвижение, маркетинг, дистрибуцию и, соответственно, выше и издержки», — пояснил Добров.
Тем не менее, по его словам, на легальных производителях установленная минимальная цена отразится положительно. «У нелегальной продукции всю жизнь было только одно преимущество — это низкая цена, и когда на прилавке стояло две бутылки — одна легальная, другая нелегальная, и последняя дешевле вдвое, то покупали большее ее, пусть и контрафактную. Сейчас альтернатива другая, люди выбирают уже понятную и знакомую им продукцию, а нижняя планка цены для всех одна», — сказал он.
Цену в 350 рублей за деκалитр пищевοгο спирта Добров тоже назвал вполне лοгичнοй и обοснованнοй, однако отметил, что сильнοй связи между этим повышением и ростом минимальнοй розничнοй цены нет, так κак доля спирта в себестоимοсти бутылκи вοдκи невысοκа на общем фоне затрат.
«Это в любом случае позитивная мера, но в первую очередь она будет на руку небольшим производителям или тем, кто производит алкоголь под программы собственных торговых марок федеральных сетей — у них ниже издержки и поэтому им легко ставить водку в 125 рублей, у 90% остальных легальных производителей самая дешевая водка встает на полку в районе 145 рублей и выше», — сообщил агентству «Прайм» директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, тем не менее, с учетом низкой покупательной способности населения, дальнейший рост акцизов и цен на водку приведет к тому, что все больше людей будут уходить в подпольно-суррогатный сегмент потребления, по оценкам ЦИФРРА оцениваемый в 65% в 2012 году и 77% в 2014 году, с учетом заданной акцизной политики властей.
По слοвам Дробиза, РАР необходимο будет установить осοбый контроль именно за вοдкοй в ценовοм диапазоне между 125 и 145 рубля за бутылκу 0,5 литра, так κак именно в нем будет наибοльший рисκ проникновения контрафакта.
«Хорошо, что минимальную цену повышают, и в принципе, чем выше она, тем лучше для рынка, но хорошо было бы, если бы ее повысили в районе 40%, учитывая рост затрат в бизнесе, в частности на спирт и учитывая рост акцизов, но даже такое повышение — это сильно лучше, чем ничего», — сообщил агентству «Прайм» аналитик «ВТБ Капитала» Иван Кущ.
По его словам, мера направлена на борьбу с нелегальными производителями. «В низких сегментах легальная водка будет конкурировать за счет цены с нелегальной, что хорошо», — сказал он, добавив, что параллельное повышение с 1 июля минимальной цены на пищевой спирт на 25%, с 280 рублей до 350 рублей не является столь значимым событием, поскольку уже сейчас большинство производителей покупает качественный спирт дороже, чем за 280 рублей. «Скорее это просто попытка привести в соответствие букву закона и реалии бизнеса, это не значит что для производителей вырастут затраты на спирт, они уже выросли и приходится уже покупать по такой цене», — отметил Кущ.