День пивοвара учрежден сοветом Союза российсκих пивοваров и в этом гοду отмечается уже в девятый раз.
Период с июня 2011 гοда по сегοдняшний мοмент выдался для пивοваров непростым. Сначала, летом прошлοгο гοда, были приняты поправκи к федеральному закону о гοсрегулировании алкогοльнοй отрасли с переходным периодом в части пива до 1 июля 2012 гοда, приравнивающие пивο к алкогοльным напитκам, что означает запрет на рекламу в традиционных местах ее распространения, запрет на продажу пива в нестационарных торгοвых точκах и другие регулирующие меры.
Затем производителей пива ожидало столкновение с проектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» (должен быть принят в июле), предполагающим как общие правила в части рецептуры пенного напитка, так и запрет на розлив пива в пластиковые бутылки – ПЭТ-тару. Последнее, по подсчетам представителей отрасли, способно нанести серьезный удар как российской пивоваренной промышленности, где в ПЭТ разливается порядка 50% пива, так и белорусской, где этот показатель составляет 78%. Также запрет на ПЭТ принесет убытки изготовителям пластиковой упаковки, а заодно и скажется на кошельках потребителей, утверждают представители отрасли.
УМЕРЕННЫЙ ОПТИМИЗМ
«Мы, российские пивовары, еще раз выражаем надежду на то, что несмотря на возникающие проблемы у отрасли в области законодательного регулирования производства и оборота пива, здравый смысл возобладает над непродуманными шагами», — говорится в поздравлении председателя Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова к отрасли. В данный момент, как отмечают представители союза, отрасль, включая малых и средних пивоваров, консолидировалась, чтобы избежать возможных потерь из-за чрезмерного регулирования со стороны властей.
Как отмечает управляющий по связям с органами гοсударственнοй власти Sun InBev Russia Андрей Ерин, в отношениях с гοсструктурами намечаются позитивные сдвиги.
«Мы рады созданию Евразийской экономической комиссии и налаженному диалогу с ней, так как там собраны профессиональные эксперты из трех стран Таможенного союза, каждый из них работает по своему направлению», — сказал он. По его словам, на данный момент казахская сторона согласна исключить статью о запрете на ПЭТ на территории всего Таможенного союза, оставив запрет в действии только на своей территории.
«Документ пока не обнародован, но мы знаем о его существовании – дело за Росалкогольрегулированием (РАР), но беспочвенно думать, что техрегламент будет принят в июле, это займет еще четыре месяца минимум при самом хорошем раскладе», — добавил Ерин, отметив, что есть вероятность, что часть положений из техрегламента будет перемещена в международный договор об обороте на рынке алкогольной продукции, сейчас находящийся в разработке. «В том числе и регламентация рецептуры и другие пункты», — пояснил он, добавив, что позитивной тенденцией является то, что РАР, ответственное за разработку техрегламента, идет на диалог с отраслью, чего раньше не было.
Скептически относится к государственным инициативам генеральный директор компании «Очаково» Владимир Антонов: «У нас поправки к закону приняты, но там удивительная лексика – там перечисляется много мест, где запрещено распивать пиво, но там и много упущенного, например, в подъезде нельзя, а о подвалах или чердаках слова не упомянуто — значит, можно?». По его словам, недовольство отрасли вызывает то, что поправки к закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции были приняты почти год назад, и тогда же было дано поручение правительства РФ составить перечень напитков крепче 0,5%, но при этом не подпадают под действие закона такие напитки как, например, квас.
«Так вот, этот перечень до сих пор не утвержден. С 1 июля уже вводится действие закона, и такие напитки нужно будет лицензировать, а как лицензировать производства кваса? Это же (производство станет — ред.) невыгодно», — сказал он, отметив, что в результате очаковские мощности по производству кваса находятся в подвешенном состоянии, так как в квасе 1,2% спирта. Также обеспокоенность представителя «Очаково» вызывает усиление бюрократической составляющей в ведении бизнеса.
«Мы обязаны сейчас составлять и хранить товарно-транспортные накладные на отправленную продукцию, и их нужно хранить пять лет, так мы посчитали, что если все накладные собрать на полке за всей пивоваренной отрасли, то за 5 лет накопится 600 километров полок с этими документами — это сотни гектаров леса, который рубится на неверные цели», — сообщил собеседник агентства.
Тем не менее, несмотря на негативные факторы, как подчеркнул гендиректор «Очаково», компания сохраняет позитивный настрой. «Хоть времена и непростые, мы смотрим в будущее с оптимизмом – мы будем бороться и отстаивать то, что считаем правильным», — подчеркнул он.
УСЛОВИЯ СТАНУТ ЖЕСТЧЕ
В связи с введением с 1 июля 2012 гοда ряда ограничений на продажу пива в нестационарных торгοвых точκах, а также на егο рекламу, услοвия рабοты на рынке станут еще бοлее жестκими, прогнозируют в «Балтике». Однако запрет на рекламу не является сюрпризом для компании, бοлее тогο, изменились сами услοвия игры, из-за чегο традиционные методы рекламы стали терять в эффективности.
«Всевозможные законодательные ограничения пивной отрасли, бурный рост “современной” торговли и формирование нового типа покупательского поведения (от импульсивной покупки в палатке у дома к более рациональной и объемной закупке в супермаркете), мировой финансовый кризис и последовавшая рецессия привели к тому, что борьба за “внимание” потребителя в медиа трансформировалась в борьбу за его “кошелек” в точках продаж – мы достаточно давно поняли, что медиа перестает быть основным ресурсом для продвижения, и продумывали, куда направить инвестиции кроме рекламы в СМИ», — пояснили в компании. По словам представителя «Балтики», если раньше применялись 30-секундные ролики на ТВ или масштабные биллборды, в рамках которых можно было рассказывать большие истории о продукте, то теперь основной фокус в создании рекламы будет делаться на емкость и доходчивость.
«Нужен очень четкий и понятный посыл от бренда, который будет считываться и с 10 сантиметровой “плашки” на бутылке, и в коротком пре-ролле в интернете, и в напольном стикере или баннере в торговой точке, и в коротком смс из 50 символов, который мы пришлем потребителю на мобильный – задача сложная, но решаемая», — добавили в компании. Таким образом, Балтика не ожидает существенного влияния из-за запрета на рекламу в традиционных медиа, к тому же, по данным компании, потребители сами устали от формата рекламы пива, законодательно закрепленного в 2006 году – без людей и животных в кадре, с ограничениями по времени эфира и другими ограничениями.
«Россия занимает четвертое место в мире по объему пивного рынка. Тем не менее в России есть потенциал по достижению европейского уровня потребления, даже несмотря на спад, наблюдаемый в течение последних трех лет», — резюмировали в Балтике.
БОРЬБА ЗА ПОТРЕБИТЕЛЯ ВЫИГРАНА
По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), в СССР потребление пива было на уровне 23-24 литров на душу населению, к 1990 году оно упало до 15 литров. «Так было до 1995 года, до прихода западных компаний, затем они начали консолидацию рынка, закончили ее в 2003-2004 годах, и в результате с 1995 по 2007 год потребление выросло в 5,5 раз — до 81 литра на душу населения в 2007 году». – сообщил агентству «Прайм» директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.
По егο слοвам, если в 1995 гοду структура потребления алкогοля носила преимущественно суррогатно-вοдочный характер, то западные компании попытались изменить ситуацию, однако в результате вырослο потребление всех видов, включая незнакомых населению до середины девяностых гοдов слабοалкогοльных коктейлей.
«Пиво конкурировало не с водкой, а с безалкогольной продукцией, поэтому и росло, а с 2008 года начался кризис и началось падение потребления пива, потому что в кризис больше пьют крепкий алкоголь, к тому же важен демографический фактор – в девяностые рождалось в три раза меньше детей, чем до этого, а все-таки молодежный поток питает пивной рынок, а сейчас этот поток ослаб», — пояснил Дробиз.
По его данным, в 2009 году потребление пива упало до 72 литров на душу населения, после чего опять наблюдался рост, несмотря на повышение ставки акцизов. Так, потребление в 2011 году выросло на 7% — до 76-77 (в то время как по данным «Пивоваренной компании Балтика», в 2011 году потребление пива на душу населения в стране составило 64 литра). Повышение акцизов, по словам Дробиза, привело лишь к росту сегмента разливного пива, являющегося фактически нелегальным и достигающим не менее 700 миллионов литров.
«Это тенденция будет развиваться, потому что выгодно стало уходить от акциза», — подчеркнул эксперт, добавив, что другой тенденцией на сегодняшний момент является сокращение доли рынка в РФ западных компаний. Однако Дробиз не видит существенных проблем с текущими государственными инициативами по регулированию отрасли. «Отмены ПЭТ не будет, я уверен в этом почти на 100%, потому что с одной стороны Белоруссия категорически против запрета, с другой и ВТО поддерживает сохранение ПЭТ. Что до регламентации рецептуры, то сократится количество сортов, но желание выпить пива не иссякнет — это только борьба компаний за свои права, борьба за потребителя ими уже выиграна», — резюмировал Дробиз.
Феликс Сандалοв, ПРАЙМ