Мишенью для показательного наказания была выбрана METRO Cash & Carry. Сеть уличили в том, что она ставила плату с поставщика за маркетинговые услуги в зависимость от объёма продукции, что запрещено законом «О торговле». Пока принято решение по одному из 65 эпизодов. Штраф составит 2 миллиона рублей. Всего же сумма может возрасти до 130 миллионов рублей. Такое взыскание заставит и других игроков рынка задуматься, отмечает аналитик инвестиционной компании «Грандис Капитал» Ксения Аношина. Но вот потребители, если и заметят разницу, то только в сторону увеличения цен, полагает эксперт.
«Такие крупные штрафы могут напугать ретейлеров, сделать их более осторожными и более скромными по отношению к поставщикам. В то же время цены могут немного вырасти, поскольку такие большие скидки от поставщиков, как прежде, станут менее доступными», — рассуждает Аношина.
В Антимοнопольнοй службе не сκрывают, что делο METRO должно стать прецедентным. На примете у ФАС также есть ещё несκолько других торгοвых сетей. Например, сейчас ведомствο занимается «Ашаном». Впрочем, вряд ли подобными мерами мοжно в корне поменять ситуацию, полагает руковοдитель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.
«Нерыночные механизмы в итоге не добьются того эффекта, который скажется на стоимости продукции на полках. Всё это достаточно сомнительно. Крупные сети всегда найдут другие механизмы, чтобы тот поставщик, который с ними начинает спорить или их не совсем устраивает, в эту сеть не попал. Очень часто сеть просто проводит экспертизу товара и говорит о том, что товар не соответствует каким-то требованиям, стандартам или информация на этикетке не соответствует содержимому. Закон действует уже два с лишним года, но до сих пор, кроме этого, никаких таких серьёзных прецедентов не было», — комментирует Аншаков.
Реально сделать продавцов более лояльными по отношению к поставщикам могло бы развитие конкуренции в розничной торговле. И в первую очередь — за счёт продвижения малого и среднего бизнеса, продолжает Михаил Аншаков.
«Государство могло бы сделать так, чтобы появлялось больше небольших частных магазинов, которые бы пытались кооперироваться. Оно могло бы создавать определённые льготы для малого и среднего бизнеса. Все преференции и льготы даются в основном крупному ретейлу — проще работать с крупной сетью, нежели с сотнями магазинчиков. Бурными тепами развивается только крупный ретейл, а малые магазины и малые форматы торговли вытесняются», — подытожил Аншаков.
Кстати, ранее фиксированные цены на маркетингοвые услуги ввела сеть Real, входящая в METRO Group. После этогο сами поставщиκи отметили, что в результате цены для них только выросли.